Виртуальная выставка «На осинниковских подмостках», посвященная Году театра

В соответствии с Указом Президента России В.В. Путина 2019 год объявлен в Российской Федерации Годом Театра.

Наша страна всегда славилась достижениями в сфере театрального искусства. Театры есть в больших и малых городах, профессиональные и самодеятельные. И в нашем городе на протяжении многих десятилетий работали и работают театральные коллективы.

Предлагаем посетителям сайта виртуальную выставку об истории театральной жизни в Осинниках.

Театр - зрелищный вид искусства, представляющий собой синтез различных искусств - литературы, музыки, хореографии, вокала, изобразительного искусства и многих других. Он обладает собственной спецификой: здесь отражение действительности, конфликтов, характеров, а также их трактовка и оценка, утверждение тех или иных идей происходит посредством драматического действия, главным носителем которого является актёр.

В документах городского архива первое упоминание о деятельности театрального коллектива в нашем городе относится еще к тридцатым годам прошлого века.

В этот период главной улицей посёлка (Осинники тогда еще не был городом) являлась улица Ленина. К ноябрьским праздникам 1935 года на этой главной улице поселка был открыт клуб имени И. В. Сталина (ныне ДК «Октябрь»), который стал его главным центром культуры и массово-политической деятельности.

В клубе был настелен красивый паркетный пол, полюбоваться на который приходили толпы народа. А в буфете - не менее примечательное диво – повар-китаец. Клуб был самым красивым зданием посёлка. Здесь работали балетная студия, музыкальные кружки, драматический коллектив. Первым руководителем драмкружка был Василий Васильевич Колодиев. Это был великолепный актёр, режиссёр, сценарист. В августе 1941 года он ушёл добровольцем на фронт, но вскоре попал в окружение. Дальнейшая его судьба, к большому сожалению, неизвестна.

Во времена сталинских репрессий в городе оказались многие талантливые люди, впоследствии сыгравшие важную роль в развитии театральной самодеятельности в Осинниках. Среди них - Аркадий Алексеевич Шишаков, Наталья Павловна Зеленская и многие другие.

Аркадий Алексеевич окончил Московскую Государственную консерваторию по классу теории композиции. Это его усилиями ещё до войны в Осинниках был создан первый джаз-оркестр.

Наталья Павловна Зеленская была выдающейся творческой личностью - режиссёр, актриса, а кроме этого еще и великолепная шахматистка и даже судья шахматных соревнований. Но главным был её удивительный режиссёрский талант. Она, встретив на улице человека, увидев в нём артистические способности, могла чуть ли не за руку привести его в клуб на репетицию.

В 1936 году в Осинники приехала семья Березиных. Пётр Степанович был в клубе имени И.В. Сталина и актёром, и режиссёром, и художником. Это по его эскизам была сделана роспись интерьера клуба. Перед войной Пётр Степанович поставил много интересных спектаклей, в их числе особенным зрительским успехом пользовались «Чапаев», «Как закалялась сталь», «Проделки Скапена».

Наиболее яркие личности, большие мастера профессиональной сцены трудились в клубе не по своей воле, будучи репатриированными в Осинники. Здесь, на маленькой провинциальной сцене, работая с любителями, они творили просто чудеса.

На сцене этого клуба выступали не только местные артисты, нередки были и гастроли театральных, танцевальных и песенных коллективов из других городов и республик большой советской страны. В начале 1941 года на сцене клуба имени И. В. Сталина выступал Государственный украинский ансамбль песни и пляски.

Роковой июнь 1941 года сломал отлаженный, хотя и не совсем простой, уклад жизни молодого шахтерского городка. Ушли на фронт мужчины. В забои спустились и встали к станкам женщины и подростки. Но жизнь в клубе не остановилась: после 12-часовой смены люди шли сюда, ставили спектакли, готовили концертные программы. Даже усталости, тревоги, бесчисленные заботы того трудного времени не могли оторвать людей от любимого театра. Более того, в клубе продолжались гастроли. В 1942 году на его сцене выступали Украинский музыкально-драматический театр имени Коцюбинcкого, Белорусский ансамбль песни и танца, железнодорожный ансамбль песни и пляски под руководством Исаака Осиповича Дунаевского.

В то же время режиссёр Н. П. Зеленская начала работу над комедией Гольдони «Трактирщица» В самый разгар войны она трудилась над таким непростым жанром, как оперетта. Был поставлен музыкальный спектакль «Свадьба в Малиновке», который пользовался неизменным успехом у зрителей.

В 1943 году в Осинники приехал Иосиф Иосифович Ольшевский. Коренной ленинградец, он окончил в городе на Неве музыкальную школу, часто выступал по ленинградскому радио. В клубе имени И. В. Сталина он стал вести хор и струнный ансамбль, с успехом играл в спектаклях.

После ремонта в 1944 году клуб имени И. В. Сталина открыл свой очередной театральный сезон популярнейшей опереттой «Роз Мари».

После окончания Великой Отечественной войны возвращались солдаты с фронта. Многие вновь приходили в клуб. Репетировали новые спектакли, восстанавливали постановки прошлых лет. В начале 1946 года в этом учреждении культуры была создана театрально-профессиональная бригада в количестве 12 человек.

В коллективе драмкружка, а затем и Народного театра, большим уважением и любовью зрителей пользовалась актриса Мария Тимофеевна Часовская.

Начала она свою театральную деятельность в 1935 году, как только был построен клуб имени И. В. Сталина. В 1965 году к своему 30-летнему театральному юбилею Мария Тимофеевна сыграла в 100 спектаклях и театральных постановках у разных режиссёров.

Из книги Г. И. Лебедева «Осинники»:

«Вы приходите в клуб «Октябрь» и…

Вздрогнули тяжелые бархатные складки театрального занавеса, замерли в ожидании чуда зрители. Перед темным залом открылась солнечная сцена, ожил мир людских страстей. И как всегда, одну из главных ролей ведет Мария Часовская. Значит, спектаклю обеспечен успех…»

Ещё одним человеком, внёсшим неоценимый вклад в развитие театрального искусства нашего города, был Сергей Фёдорович Комяков.

Из воспоминаний Сергея Фёдоровича Комякова: «С клубной работой города Осинники мне довелось познакомиться в 1953 году.

Вернувшись из рядов Советской Армии в ноябре 1953 года, я, как гласит народная присказка, попал «с корабля на бал».

Мой младший брат Александр и сосед Михаил Чернихевич участвовали в художественной самодеятельности клуба им. Сталина. Участвовали в работе театрального коллектива, который возглавлял в то время Пётр Степанович Березин. Они подготовили спектакль «Свадьба с приданым», который должны были сдать комиссии как раз в тот день, когда я приехал домой, и пригласили меня на просмотр.

Комиссия придирчиво обсуждала постановку и игру актёров, и решила, что спектакль идёт ровно, играют артисты свои роли хорошо. Спектакль надо вынести на суд широкой публики. И так на воскресенье была назначена премьера спектакля «Свадьба с приданым».

Зритель достойно оценил эту работу, каждая сцена сопровождалась бурными овациями. Данный спектакль был показан на всех площадках города и имел хороший отзыв зрителей… »

В 1954 году Сергея Фёдоровича пригласили на работу в клуб имени «Сталина» (ныне клуб «Октябрь»). Работал заведующим хозяйством, электриком, принимал самое активное участие в художественной самодеятельности. Вел кружок малой эстрадной формы.

Из воспоминаний Сергея Фёдоровича: «В те годы художественная самодеятельность два раза в год выезжала в сельскую местность с концертами для тружеников села. Наша бригада обслуживала Кузедеевский район. Выезжали на две недели весной и осенью, выступали прямо на полевых снопах, а вечером давали концерты на главной усадьбе хозяйства. Принимали нашу бригаду всегда хорошо, так как программа концерта строилась с привлечением местного материала, как положительного, так и отрицательного.»

Летом 1959 года Сергей Федорович был назначен на должность директора клуба «Шахтер». На этом поприще он проявил себя как способный, старательный, принципиальный руководитель, знающий клубную работу. Увидели свет такие постановки как «Запорожец за Дунаем», «Свадьба в Малиновке», «Год 19-й». Спектакли пользовались большим успехом у горожан.

В 1962 году Сергей Фёдорович снова перешел на работу в клуб «Октябрь», но уже на должность заведующего постановочной частью, а в 1964 году был переведен на должность председателя правления клуба «Октябрь», где трудился до февраля 1973 года. В это время на сцене Народного театра шли постановки «Блудный сын», «Жизнь и преступление Антона Шелестова», «Мария Тюдор», «Бешеные деньги», в которых он сам играл разные роли.

С открытием клуба Шахтёра (ныне ДК «Шахтёр») в 1952 году одним из первых начал работать театр драмы.

Руководителем театра драмы был Владимир Рафаилович Членов, прибывший в наш город после десяти лет лагерного заключения. Легендарная личность и профессиональный режиссёр, в прошлом артист Малого театра города Москвы, игравший в постановках Мейерхольда, он приехал в наш город в 1952 году. Его приняли в новый клуб художественным руководителем и назначили режиссёром театра драмы.

Театральная жизнь стала его призванием.

Он жил и грезил театром и привлёк в свой коллектив немало одарённых людей.

С их участием были поставлены многоактные пьесы.

Владимир Рафаилович наладил творческую связь с Москвой: с друзьями – актёрами и Всероссийским театральным обществом, которое содействовало развитию театрального дела в стране. Из Москвы ему присылали театральный реквизит, и даже костюмы.

Новые постановки на сцене ДК «Шахтёр» посыпались как из рога изобилия. В 1955 году на сцене шла пьеса «Второй брак».

В 1957 году Владимир Рафаилович выпустил сразу пять спектаклей: это пьесы: «Одна», «Катя Павлова», «Мораль Натальи Зотовой», «Аристократы», «Бронепоезд 14-69».

Спектакли были представлены на городском фестивале молодёжи.

Фестиваль проходил в два этапа. Сначала в ДК «Шахтёр» в течение трёх дней шахта «Капитальная-1», организатор фестиваля, представляла художественные коллективы Дома культуры.

Второй этап, в котором участвовали все культурные учреждения города от посёлка Высокого до посёлка Малиновка, состоялся на площади Ленина (Стройгородок).

Награждение участников фестиваля проходило в клубе имени Сталина.

Читая статьи о спектаклях режиссёра В. Р. Членова, можно только удивляться масштабам его деятельности. Высокий объём многоактных пьес, большое количество исполнителей, декорации и реквизит – все это требовало неиссякаемой творческой энергии и большой любви к своему делу.

Об одном из его спектаклей рассказывается в газете «За уголь» от 31 июля 1957 года.

В спектакле по пьесе Н. Погодина «Аристократы» роль начальника строительства Беломоро-Балтийского канала Громова исполняет Вячеслав Николаевич Александров.

Вячеслав Николаевич приехал вместе с супругой в наш город в 1955 году. Семейную пару приметили творческие руководители Дома культуры и пригласили в кружки.

Вячеслав Александров был в числе самых активных участников вышеупомянутого фестиваля молодежи 1957 года. Еще одной участнице фестиваля - Елизавете Усачёвой было присвоено звание лауреата.

В 1960 году на сцене клуба имени И. В. Сталина зритель увидел спектакль по пьесе Э. Раннет «Блудный сын».

1960-й год стал самым удачным в истории нашего театра. На областном смотре художественной самодеятельности в городе Кемерово был показан спектакль «Побег из ночи», поставленный режиссёром В. Р. Членовым.

По результатам просмотра этой постановки комиссия признала один из старейших драматических коллективов Кузбасса достойным присвоения высокого звания – народный.

«За активное участие в развитии художественной самодеятельности и высокое исполнительское мастерство», - так было написано в дипломе.

Над входом в клуб «Октябрь» в 1960 году появилась вывеска «Осинниковский народный театр».

Путь к этому успеху был нелёгок. Не так-то просто завоевать звание «народного» обыкновенному драматическому кружку, каких в стране тысячи.

Позднее Народный театр неоднократно награждался дипломами и почётными грамотами.

Много крупных серьёзных работ увидели зрители на сцене театра оперетты. К сожалению, мало материала сохранилось в первичных вариантах.

Среди сохранившегося материала – спектакль, поставленный на сцене Народного театра в 1961 году «Свадьба в Малиновке».

К своему 5-летнему юбилею коллектив подготовил 16 больших спектаклей. Из них призовые места на областных смотрах получили спектакли «Побег из ночи», «Наша дочь», «Девушка с веснушками», «Жизнь и преступление Антона Шелестова».

Актёр Осинниковского народного театра Владимир Данилович Галушко вспоминает, что первым спектаклем с его участием на сцене ДК «Шахтёр» стал спектакль «Посторонняя женщина» А. Н. Островского. На областном смотре коллектив Народного театра с этой постановкой занял очередное первое место.

Много талантливых самодеятельных артистов занималось в этом коллективе – Александр Иванович Зацаренко, Михаил Тарасович Пирогов, Виктор Манухин, Тамара Дмитриева, Сергей Михайлович Краузе и многие другие.

Одним из актёров народного театра был Виктор Александрович Абросов.

Виктор Александрович впервые пришёл в Дом культуры «Шахтёр» в 1961 году в качестве самодеятельного артиста в театр эстрадных миниатюр, руководил которым Виктор Густавович Гюнтер – автор поэтического сборника «Одолжите мне день».

Стихи В.Гюнтера «Разговор в пассажирском вагоне» и «Шахтёрская комбайнёрская» украсили многие сценарии праздничных мероприятий ко Дню шахтёра.

В 1962 году Гюнтер ставит эстрадный спектакль «Пойдёмте с нами».

В первом отделении этого спектакля В. А. Абросов исполняет миниатюру «Вышел Пека погулять…».

Примечательно, что в спектакле участвовал инструментальный квартет: баян, две скрипки и труба. Использовались декорации, световое оформление и грим. Всё это говорит о высоком мастерстве режиссёра-постановщика В. Г. Гюнтера.

Виктор Александрович вспоминал интересный случай, который произошёл с ним в ДК «Шахтёр» перед выступлением. Шло праздничное мероприятие. Самодеятельные артисты были в костюмах и гриме.

В ожидании своего выхода на сцену в миниатюре «Вышел Пека погулять…» Виктор Александрович решил, что успеет покурить, и спустился в фойе ДК. Здесь надо сказать о том, что во время проведение массовых праздничных мероприятий в Доме культуры дежурили сотрудники КГБ, милиции, дружинники.

Пека (В. А. Абросов) загримированный, с синяком под глазом и ножом в кармане предстал перед блюстителями порядка, и на вопрос, как он сюда попал и что тут делает, честно ответил: «Выступаю!». Этот ответ был расценен по-своему, и Пека (В. А. Абросов) был препровождён в медвытрезвитель, который в то время находился через дорогу в городской бане. Режиссерам В. Г. Гюнтеру и В. Р. Членову пришлось срочно бежать в вытрезвитель и доказывать, что это действительно артист, что синяк – это грим, и ему нужно немедленно идти выступать на сцене...

Виктор Гюнтер был большим любителем театрального искусства. Он выступал в роли режиссёра и сам играл в своих спектаклях.

Он стал режиссером спектаклей: «Один год», «Убийство в отеле Риц», «Якорная площадь», «Чёртова мельница», «Каменный гость», «Свечка погасла», «Медведь» и многих театральных концертных программ, которые шли в нашем городе при полных аншлагах.

В последующие годы коллектив театра эстрадных миниатюр объединился с коллективом Народного театра, режиссёром которого был Владимир Рафаилович Членов.

В 1963 году на сцене ДК «Шахтёр» в исполнении артистов Народного театра шёл спектакль по пьесе Виктора Гюго «Мария Тюдор».

Владимир Рафаилович Членов очень любил корифея отечественного юмора Аркадия Райкина, и в 1964 году поставил пьесу в трёх картинах «Сила искусства». Затем был спектакль «Подснежник».

По воспоминаниям актёров народного театра, много лет между участниками художественной самодеятельности Дома культуры «Шахтёр» и клуба «Октябрь» не утихали споры о принадлежности звания «Народный театр». Какому коллективу было присвоено высокое звание? Коллективу клуба «Октябрь» или коллективу ДК «Шахтер”? Предлагаем на основе архивных документов сделать самостоятельный вывод по этому вопросу.

По воспоминаниям Сергея Фёдоровича Комякова, в 1962 году он оставил должность директора ДК «Шахтёр» и перешёл в клуб «Октябрь» заведующим постановочной частью в Народный театр.

В мае 1964 года он был назначен директором клуба «Октябрь», который в 1965 году закрывают на длительный капитальный ремонт. Народный театр с его руководителями (режиссёр В. Р. Членов и заведующий постановочной частью С. Ф. Комяков) переезжают в Дом культуры «Шахтёр».

С этого момента, то есть с 1965 года, начинается деятельность Народного театра в ДК «Шахтёр».

26 декабря 1965 года в стенах Дома культуры «Шахтёр» прошло юбилейное чествование драматического коллектива клуба «Октябрь».

После окончания ремонта клуба «Октябрь» Сергей Фёдорович возвращается на должность директора. В 1967 году на должность директора ДК «Шахтёр» назначают Петра Степановича Березина, а заведующей постановочной частью в Народном театре становится Людмила Антоновна Березина.

Осинниковский народный театр продолжает свою работу в Доме культуры «Шахтёр».

Пётр Степанович Березин, исполнявший в спектакле «Побег из ночи» роль главного героя – Косогорова, и его партнёр, Вячеслав Николаевич Александров, игравший роль военнопленного лётчика Морозова, - оба посещали репетиции в Доме культуры «Шахтёр».

В клубе «Октябрь» и ДК «Шахтёр» одновременно проходили репетиции вышеупомянутого спектакля.

Таким образом, документы архива и воспоминания непосредственных участников событий позволяют утверждать, что Осинниковский народный театр клуба «Октябрь» и Дома культуры «Шахтёр» – это один и тот же коллектив. Начал он свою деятельность в 1960 году в клубе «Октябрь», где находился до 1965 года, и продолжал работать в Доме культуры «Шахтёр» до 1981 года.

Несмотря на все перипетии, связанные с капитальным ремонтом клуба «Октябрь», театральная жизнь актёров Народного театра шла своим чередом.

В 1965 году на сцене Народного театра зрители могли увидеть спектакли «Один год», «Поздняя любовь». Кроме того, коллективом молодёжной театральной студии под руководством Натальи Павловны Зеленской была представлена юному зрителю сказка «Иван-да-Марья».

В 1960-е годы на протяжении десятилетия художественная самодеятельность Дома культуры «Шахтёр» признавалась лучшей на областных смотрах.

Руководил художественной самодеятельностью один из представителей плеяды театралов нашего города Виктор Павлович Берсенёв.

Этот творчески увлечённый человек обладал даром собирать вокруг себя талантливых людей. Вместе с Виктором Гюнтером они создали театр эстрадных миниатюр и сами участвовали в театральных постановках, операх и опереттах.

В 1962 году Виктор Берсенев выступил в роли режиссёра спектакля «Бронепоезд 14-69», который до него уже ставил В.Р. Членов. Леонид Николаевич Сухомлинов играл в этом спектакле сразу три роли – матроса, американца и рабочего.

В 1964 году Виктор Павлович Берсенёв вместе с Ревой Абакаровым написали «Осинниковский вальс».

Рева Абакаров – солист эстрадного коллектива под руководством Владимира Эдуардовича Мандзюка выступал дуэтом с Людмилой Татариновой и Светланой Шелковой. Зрители с замиранием сердца слушали арию из оперы «Аскольдова могила» А. Верстовского в исполнении Ревы Абакарова, а также романс «Не искушай меня без нужды».

В 1965 году В. П. Берсенёв создал агитбригаду «Террикон» и на городском смотре-конкурсе они заняли первое и второе место, а на областном смотре агитбригад – третье место.

У Виктора Берсенёва во всех театральных жанрах участвовали Анатолий Клюев, Владимир Варич, Леонид Сухомлинов, Владимир Попов и другие.

Для Народного театра были установлены обязательные сроки подтверждения звания. В 1960 году драматический коллектив за спектакль братьев Тур «Побег из ночи» был удостоен звания «Народного» сроком на 10 лет. В 1970 году со спектаклем Е. Бондаревой «Подснежники» было подтверждено звание уже сроком на 5 лет.

Спектакль «Подснежники» был представлен зрительской аудитории к 100-летию со дня рождения Владимира Ильича Ленина. В этом спектакле роль большевика Антона играл Виктор Александрович Абросов, а роль Виктора –Владимир Данилович Галушко.

К 10-летнему юбилею Народного театра Владимир Рафаилович Членов поставил спектакль по пьесе Э. Раннет «Блудный сын», где главную роль Марта Туйска играл Владимир Данилович Галушко. О премьере спектакля рассказывается в статье газеты «Горняк».

В сентябре 1972 года в наш город приехали Лидия Ивановна и Юрий Данилович Лазаревы.

Лидия Ивановна стала режиссёром Народного театра, а Владимир Рафаилович Членов помогал ей в постановке спектаклей.

На базе Народного театра Юрий Данилович организовал литературный – новый самодеятельный, современный вид сценического искусства, включающий в себя разные жанры литературы – поэму, стихи, балладу, очерки. Для более яркого освещения главной мысли использовалось декоративное и музыкальное оформление.

В честь 50-летия образования СССР была подготовлена театрализованная литературно-музыкальная композиция по поэме Роберта Рождественского «Письмо в 30-й век». Зримо и убедительно исполняли роли: комиссара – А. Завьялов, рабочего – В. Волох, крестьянина – А. Федосеев, солдата – А. Костин, матроса – В. Каратанов, ведущей – М. Часовская.

1974 году Ю. Д. Лазарев создал агитбригаду «Ровесник», которая выступала на избирательных участках во время выборной компании, на смотрах художественной самодеятельности в других города области.

В апреле 1974 года состоялась премьера комедии А. Арбузова «Шестеро любимых». В спектакле главную героиню Настасью Петровну Алёхину исполнила всеми любимая в городе Мария Тимофеевна Часовская.

Кроме М. Т. Часовской в спектакле были задействованы: Александр Волох и Елизавета Усачёва, Галина Поленова и Виктор Абросов.

Комиссия из представителей областного Дома художественной самодеятельности дала спектаклю хорошую оценку.

В 1975 году Лидия Ивановна Лазарева как режиссёр-постановщик уже самостоятельно работает над спектаклем Т. Ян «Твои шестнадцать», а Владимир Рафаилович Членов присутствует как консультант.

Спектакль был представлен на территориальном смотре художественной самодеятельности.

В 1976 году Лидия Лазарева представила на областной смотр на подтверждение звания «Народный театр» комедию Рацера и Константинова «Неравный брак», в которой главную роль Владимира Михайловича Казакова играл Михаил Тарасович Пирогов, а его дочь Людмила исполнила роль Лиды. Звание «Народный театр» было подтверждено ещё на пять лет.

Людмила Михайловна Борисенкова, дочь самодеятельного актера Михаила Пирогова, после окончания школы поступила в культурно-просветительское училище г. Кемерово на режиссёрское отделение и в 1975 году успешно его закончила. Вернувшись в город Осинники, пришла работать в Дом культуры «Шахтёр» и стала участницей Народного театра у режиссёра Лидии Ивановны Лазаревой.

В 1976 году Л. И. Лазарева ставит спектакль по повести Чингиза Айтматова «Материнское поле».

В 1977 году на должность директора Дома культуры «Шахтёр» была назначена Людмила Ивановна Звонарёва, которая пришла работать в этот коллектив в 1975 году.

Из воспоминаний Л.И. Звонаревой о работе Народного театра в конце 1970-х начале 1980-х годов: «Режиссёром Народного театра в ДК была Лидия Ивановна Лазарева. Владимир Рафаилович ушёл на пенсию, но продолжал помогать Лидии Ивановне в постановке спектаклей для аттестации Народного театра.

Поскольку мне приходилось готовить статистические годовые отчёты в терком углепрофсоюзов г. Новокузнецка, где находился наш отдел культуры, вспоминаю, как мы, директора клубов и ДК от посёлка Тайжина до посёлка Малиновка, кроме директора ДК «Энергетик» (другое ведомство), в определённые дни, назначенные теркомом, приезжали на совещание и получали бланки отчётов. И также в определённые дни вместе на одной электричке выезжали отчитываться.

Мои бланки статотчётов резко отличались от остальных в связи с наличием Народных коллективов. Нужно было показывать, в каком году коллективом получено звание «Народного», в каком году он подтвердил это звание, сколько раз подтверждал, с подробными сведениями о режиссёре или руководителе коллектива и самом коллективе, а также какие спектакли в каком году за аттестуемый период были подготовлены и где представлены.

У других директоров отчётные бланки были проще, их было меньше. Никогда Ольга Ивановна Поденкова, директор клуба «Октябрь», не упоминала о Народном коллективе, но была активной участницей в Народном театре у режиссёра Л. И. Лазаревой в ДК «Шахтёр», что мы и видим в программе спектакля «Неравный брак».

В 1979 году ДК «Шахтёр» закрывают на длительный капитальный ремонт. Лидия Ивановна уезжает на постоянное место жительства в город Норильск. Многие работники Дома культуры уволились, а оставшиеся переехали в клуб «Октябрь».

Переезд в клуб «Октябрь» на время ремонта Дома культуры «Шахтёр» отрицательно сказался на работе Народных коллективов. В клубе «Октябрь» не было помещений для занятий Народной киностудии и её работа была свёрнута. Не было прежних условий Народному театру драмы. Бутафорской к тому времени уже не было. Правое крыло клуба на втором этаже заняла библиотека шахты «Капитальная».

Несколько лет простояло в воде оборудование сцены клуба из-за выхода грунтовых вод, которые невозможно было откачать. Вертящийся круг на сцене не действовал. Пришлось его распилить и сдать на металлолом, поставить подвал на просушку.

В 1980 году Андрей Филиппович Фриц – заместитель директора шахты «Капитальная», Вячеслав Николаевич Александров – председатель профкома шахты и я, будучи директором, попытались разобраться в чертежах замысловатого устройства подвального оборудования сцены, чтобы заказать его на заводах Сибири. Но наши заводы отказали в рассмотрении этого вопроса. Пришлось разобрать и часть колосников верхней части сцены в целях безопасности её участников.

В течение трёх лет не было режиссёра в Народном театре, не было возможности заниматься систематической творческой и исполнительской деятельностью, и в 1981 году мы не смогли подать заявку на подтверждение звания «Народный театр».

Во второй половине 1981 года в Осинники приезжает режиссёр Анатолий Григорьевич Рагулин и активно принимается за работу в театре, но сроки подтверждения звания «Народный» прошли, и нужно было всё начинать сначала «.

Анатолий Григорьевич Рагулин – профессиональный актёр. Он окончил Ленинградский театральный институт имени А. Н. Островского. Бывший руководитель профессионального театра с очень богатой творческой биографией. До приезда в наш город работал в драматических театрах Ленинграда, Мурманска, Алма-Аты, Джамбула, снимался в художественных фильмах со знаменитыми артистами.

В Осинниках Анатолий Григорьевич с энтузиазмом принялся создавать театральный коллектив. Пошёл в школы, профессионально-технические училища, на предприятия, и везде находил отклик и желание заниматься в театральном коллективе.

В конце 1983 года в Новокузнецком драматическом театре была на гастролях однокурсница Анатолия Григорьевича – Народная артистка СССР Алиса Бруновна Фрейндлих, с которой он организовал встречу своего театрального коллектива.

Среди взрослого населения города интерес к самодеятельному театру упал, собрать прежний коллектив из-за преклонного возраста и по причине ухода многих актёров из жизни было невозможно, но среди детей и подростков у Анатолия Григорьевича очень хорошо получалась профориентационная деятельность.

В 1990-х годах в клубе «Октябрь» Михаил Бухинский создал Театр юного зрителя (ТЮЗ). Его детский коллектив был удостоен звания «Народный», а через пять лет он подтвердил это звание. Но ТЮЗ к прежнему Осинниковскому народному театру отношения не имел, это два совершенно разных коллектива.

В настоящее время в нашем городе активно работает образцовый самодеятельный театр кукол и масок «Васёна», создала и руководила долгие годы которым Валентина Николаевна Безносова.

Первоначально театр состоял из ребят работников Дворца культуры «Октябрь». Его название сложилось из первых букв имён участников.

За четверть века своего существования в театре сменилось много поколений.

Все спектакли, которые ставит Валентина Николаевна – это её сценарии. Если даже за основу берутся русские народные сказки, то они обрабатываются в игровой форме, как, например «Гуси-лебеди».

Самое главное, по словам Валентины Николаевны, удержать коллектив, потому что дети приходят на спектакль, видят, как здорово у коллектива театра получается постановка всевозможных сцен, загораются желанием и сразу идут записываться. И даже те, кто уходит, через какое-то время возвращаются снова.

Коллектив образцового самодеятельного театра кукол и масок «Васёна» охотно участвует во всевозможных фестивалях, на городских мероприятиях, также по возможности проводит выступления в детских садах и школах.

И в заключение, хотелось бы отметить, что постановки осинниковских театральных самодеятельных коллективов всегда были интересны зрителям разного возраста. А блестящая работа их непрофессиональных актеров, подаривших своим благодарным зрителям за долгие годы массу эстетического удовольствия, вошла в историю славного шахтерского города еще одной яркой страницей его биографии.