Шрифт:
Интервал:
Очистить

ВИРТУАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА, ПОСВЯЩЁННАЯ 60-ЛЕТИЮ ПЕРВОГО ПОЛЁТА ЧЕЛОВЕКА В КОСМОС

Космос - относительно пустые участки Вселенной, которые лежат вне границ атмосфер небесных тел. Человечество всегда стремилось к покорению космического пространства и детальному изучению других планет.

Предпосылками развития космической отрасли в Советском Союзе стали научные изыскания по поводу возможности создания межконтинентальной баллистической ракеты, начатые в 1950 году. Ракета Р-7 разрабатывалась под руководством выдающегося учёного и конструктора ракетно-космических систем Сергея Павловича Королёва.

Создание Р-7 представляло собой одну из крупнейших по своим масштабам программ технических разработок, когда-либо осуществлявшихся в СССР, а её зенитно-ракетная система вызвала бурное развитие многих отраслей науки и техники, в том числе нового направления - ракетостроения.

21 августа 1957 года был осуществлён первый удачный запуск советской межконтинентальной баллистической ракеты Р-7.

4 октября 1957 года был запущен первый искусственный спутник Земли. Весом чуть более 83 кг, “Спутник-1” был предельно прост: сферический корпус, внутри радиопередатчик, система терморегулирования, датчики температуры и давления. Позывные “Бип! Бип!” ловили радиолюбители всего мира. Изучение этого радиосигнала и наблюдения за орбитой спутника дали инженерам важные на тот момент научные данные. Аппарат пробыл на орбите 3 месяца, затем сгорел в атмосфере.

3 ноября 1957 года Советский Союз осуществил запуск второго искусственного спутника Земли – “Спутник-2”. Подготовка к запуску шла в авральном режиме, чтобы успеть к 40-ой годовщине Великой Октябрьской социалистической революции. Было решено посадить в герметичную кабину собаку. Ею стала Лайка. Предполагалось, что она проживёт на орбите около недели, но собака погибла уже через 5-7 часов от перегрева.

Позднее СССР был осуществлён второй успешный пуск космической ракеты с целью исследования космического пространства при полёте к Луне. 14 сентября 1959 года космическая ракета достигла поверхности Луны. Аппарат совершил жёсткую посадку, иначе говоря, разбился о поверхность Луны. Внутри него находился металлический шар. При ударе он разлетелся на фрагменты.

В 1960-ом году космический корабль “Спутник-5” вывел на орбиту собак Белку и Стрелку. Кроме них, на борту находилось 40 мышей, 2 крысы и растения. Аппарат успешно приземлился. Был сделан вывод о том, что теперь в космос может отправиться и человек.

После успешного запуска космического корабля с животными на борту подобные полёты продолжились.

Полным ходом шла и подготовка полёта человека в космос.

11 октября 1960 года Никита Сергеевич Хрущёв подписал Постановление ЦК КПСС и Совета Министров, в котором предписывалось “осуществить подготовку к запуску космического корабля “Восток” с человеком на борту в декабре 1960 года и считать это задачей особой важности”.

В марте 1960 года первая группа кандидатов на полет, которую стали называть отрядом, в основном была сформирована.

3 марта 1960 года приказом Министра обороны СССР № 31 было утверждено “Временное сокращённое положение о космонавтах”. Приказом Главкома ВВС от 7 марта 1960 года № 267 на должность слушателей в в/ч № 26266, будущий Центр подготовки космонавтов, были назначены 12 лётчиков: Иван Аникеев, Валерий Быковский, Борис Волынов, Юрий Гагарин, Виктор Горбатко, Владимир Комаров, Алексей Леонов, Григорий Нелюбов, Андриян Николаев, Павел Попович, Герман Титов, Георгий Шонин. Тринадцатый – Евгений Хрунов прибыл в отряд 9-го марта. 25-го марта штат отряда пополнили Дмитрий Заикин и Валентин Филатьев, 28-го апреля – Павел Беляев, Валентин Бондаренко, Валентин Варламов и Марс Рафиков, 17-го июня – Анатолий Карташов. Таким образом, 17-го июня 1960-го года первый отряд космонавтов был полностью сформирован. Через несколько лет его будут называть “гагаринским” отрядом.

Первый отряд космонавтов прошёл через “суровый и жесткий отбор”. В каждой семье космонавтов зазвучала незнакомая космическая терминология: “перегрузки”, “невесомость”, “центрифуга”, “сурдокамера”… Вызывали беспокойство таинственность и секретность вокруг этой новой и необычной профессии. Специальная лётная подготовка космонавтов считается одним из важных разделов подготовки. Цель лётной подготовки – это формирование у космонавтов профессиональных испытательных качеств, необходимых для выполнения космических полётов.

Ограниченность объёма и весовых характеристик рабочей кабины корабля “Восток” выдвинуло ряд требований к росту и весу космонавта. Отсутствие достаточной тренажёрной базы делало невозможным готовить к полёту сразу всех слушателей. Эти два фактора продиктовали необходимость принятия решения: отобрать шестерых для первоочередной подготовки. Принимались во внимание их габариты. Павел Попович был среди шестерых самым высоким – 170 сантиметров, а Георгий Шонин – 175 сантиметров. Борис Волынов был широковат в плечах. У Владимира Комарова не очень хорошо шли дела в “центрифуге” и предпочтение отдали Валентину Варламову.

Юрий Гагарин, Герман Титов, Григорий Нелюбов, Андриян Николаев, Павел Попович и Валерий Быковский готовились к первому полёту в космос в городе Жуковском. Центр подготовки космонавтов тогда уже был учреждён, но практически ещё не работал. Основные тренировки проходили в одном из филиалов Лётно-исследовательского института, в лаборатории № 47, где находилась модель космического корабля “Восток-3А”.

Государственная комиссия приняла решение в первый полёт отправить Юрия Гагарина, а запасным готовить Германа Титова.

11 апреля 1961 года в 5 часов утра ракету вывезли на старт. В 13 часов

на стартовой площадке состоялась встреча Юрия Алексеевича Гагарина с солдатами, сержантами и офицерами боевого расчёта. Юрий Алексеевич произнёс короткую, но прочувствованную речь, поблагодарил присутствующих за их большой труд по подготовке старта корабля.

12 апреля 1961 года в 6 часов утра состоялось заседание комиссии. Оно было удивительно простым и коротким. Все доклады сводились к одной фразе: “Замечаний нет, все готово, вопросов нет, можно производить пуск”.

За несколько секунд до старта на сообщение Королева – “Старт”, Гагарин ответил: “Поехали!”.

С космодрома Байконур впервые в мире стартовал космический корабль “Восток” с пилотом-космонавтом на борту - Юрием Алексеевичем ГАГАРИНЫМ.

После совершения одного оборота вокруг Земли спускаемый аппарат корабля совершил посадку на территории СССР, в Саратовской области. Как и планировалось, на высоте нескольких километров от поверхности Земли космонавт катапультировался и совершил посадку на парашюте вблизи спускаемого аппарата. Приземлился Юрий Алексеевич в 10 часов 55 минут по московскому времени.

Это событие, произошедшее в жизни человечества, стало одним из главных в XX-ом столетии. Оно во многом определило дальнейший ход истории.

По случаю полёта первого человека в космос в Москве состоялся торжественный митинг. Имя Гагарина стало известно во всем мире!

Свой вклад в развитие космоса внесли и жители Кемеровской области. Кузбасс – родина дважды Героя Советского Союза лётчика-космонавта АЛЕКСЕЯ АРХИПОВИЧА ЛЕОНОВА. БОРИС ВАЛЕНТИНОВИЧ ВОЛЫНОВ - лётчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза, хотя и родился в Иркутске, но в годовалом возрасте был привезён в Прокопьевск. В школе села Сарбала учился АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ ЧЕМАКИН, который принимал участие в подготовке к пуску корабля “Восток” с первым человеком на борту – Юрием Алексеевичем Гагариным. Кроме того, с космосом связали свою судьбу отец и сын СУРАЕВЫ из села Сарбала.

В Кемеровской области имеется немало памятных мест, так или иначе связанных с освоением космического пространства – это улицы, парки, скверы и др.

Особое место среди них занимает село Листвянка Тисульского района. Это малая родина лётчика-космонавта Алексея Архиповича Леонова.

Родился Алексей Архипович 30 мая 1934 года. Он был восьмым ребёнком в семье. Отец — Архип Алексеевич Леонов (1892—1981), родился в Орловской губернии, работал на шахтах Донбасса, выучился на ветеринара и зоотехника. В 1937 году отец был репрессирован, семью выгнали из дома, а соседям позволили разграбить имущество “врагов народа”. Отец, которого едва не застрелили на этапе, отсидел два года — с 1936-го по 1938-й. Посадили без суда и следствия за конфликт с председателем колхоза. В 1939-м году отца реабилитировали, в этом помог его бывший сослуживец по дивизии красных  латышских стрелков — Лудзиш. Семья с матерью переехала к родственникам в  Кемерово, где в комнате площадью 16 квадратных метров жили 11 человек.

Будущий лётчик-космонавт учился в кемеровских школах № 35, 37. В 1947 году семья переехала по новому месту работы отца в город  Калининград. Алексей окончил среднюю школу № 21 города Калининграда в 1953 году. Рано проявил художественный талант, оформлял стенгазеты. Хотел поступать в Рижскую академию художеств, но не имел средств для жизни в Риге.

В 1955 году Алексей окончил 10-ю Военную авиационную школу первоначального обучения лётчиков в городе Кременчуге (ныне - Украина), куда поступил по комсомольскому набору. В 1957 году окончил Чугуевское военное авиационное училище лётчиков и вступил в КПСС. Алексей Архипович был направлен лётчиком в  113-й гвардейский истребительный авиационный полк 10-й гвардейской истребительной авиационной дивизии 69-й воздушной армии Киевского военного округа, а в 1959 году — старшим лётчиком в Группу советских войск в Германии, в 294-й отдельный разведывательный авиационный полк 24-й воздушной армии.

В 1960 году Леонов был зачислен в первый отряд советских космонавтов. 18-19 марта 1965 года совместно с Павлом Беляевым он совершил  полёт в космос в качестве второго пилота на космическом корабле “Восход-2”. В ходе этого полёта Леонов осуществил первый в истории космонавтики выход в открытый космос, проявив при этом исключительное мужество, особенно в нештатной ситуации, когда раздувшийся космический скафандр препятствовал его возвращению в космический корабль.

Вместе с Олегом Григорьевичем Макаровым Леонов входил в состав первого из трёх сформированных в 1967 году экипажей для облёта Луны. В начале декабря 1968 года члены трёх подготовленных экипажей написали письмо в Политбюро ЦК КПСС с просьбой разрешить стартовать немедленно (в США  пилотируемый облёт Луны планировался на 21—27 декабря 1968 года), невзирая на неудачи предшествующих беспилотных запусков. Пилотируемый запуск намечался на 9 декабря 1968 года, но разрешение так и не было получено. В 1969 году два экипажа (в том числе экипаж Леонова) продолжали подготовку к высадке на Луну, но подготовка прекратилась после двух неудач с запуском ракеты Н-1 и успешной высадки на Луну 21 июля 1969 года экипажа “ Аполлон-11”.

12 апреля 1967 года Алексею Архиповичу Леонову было присвоено звание “Почётный гражданин города Кемерово”. Он неоднократно приезжал в Кузбасс, несмотря на свой плотный график работы, и всегда был желанным гостем на Кузнецкой земле.

В 2006 году побывал лётчик-космонавт и на своей малой родине в селе Листвянка Тисульского района, где привлёк внимание корреспондентов и местных жителей.

В декабре 2012 года “Международный аэропорт Кемерово” был переименован в “Международный аэропорт Кемерово имени Алексея Леонова”.

21 июля 2014 года в Кемеровской области была учреждена медаль Алексея Леонова. Ею награждаются граждане за выдающийся вклад в развитие Российской Федерации и Кемеровской области, а также за разработку и внедрение уникальных инновационных проектов в различных отраслях экономики Кемеровской области.

Рассказы А. Леонова о том, какой представляется наша планета из космоса и как она притягивает своей красотой, заставляют нас задуматься о многом.

11 октября 2019 года Алексей Архипович ушёл из жизни, оставив неизгладимый след в истории развития мировой космонавтики.

 

В Кузбассе чтят и уважают своих земляков-космонавтов. Так, второй международный аэропорт - Спиченково, носит имя лётчика-космонавта Бориса Валентиновича Волынова.

Родился Борис Валентинович 18 декабря 1934 года в городе Иркутске, где его мать Евгения Израилевна Волынова в это время училась в медицинском институте. Детство и юность мальчик провёл в городе Прокопьевске, где мать работала главным врачом санитарной части шахты “Коксовая-1”. В послевоенные годы жил в Кишинёве в семье старшей сестры матери — военного врача Ревекки Израилевны Волыновой, майора медицинской службы. Здесь он впервые летал на самолётах санитарной авиации, когда сопровождал свою тётю в вылетах в отдалённые сельские районы. Со школьных лет Борис был одержим мечтой стать лётчиком. В 1952 году окончил среднюю школу, в 1953 году — военную авиационную школу, а в 1956 году — Сталинградское военное авиационное училище лётчиков под Новосибирском. После окончания училища служил в авиационных частях  Московского округа ПВО, летал на самолёте МиГ-17.

В марте 1960 года Борис Валентинович был зачислен в отряд космонавтов.

 15-18 января 1969 года лётчик-космонавт Волынов совершил свой первый космический полет в качестве командира корабля “Союз-5”. Кроме Бориса Валентиновича на борту находились борт-инженер Алексей Станиславович Елисеев и инженер-исследователь Евгений Васильевич Хрунов.

Из книги Тамары Волыновой “Космос. Плеяда первых”: “18 января на посадку пошёл корабль “Союз-5”. Ничто не предвещало аварийной ситуации. Но преследующая с самого начала полёт кораблей “Союз-4” и “Союз-5” (заводской номер - 13) несчастливая цифра показала-таки свою “дьявольскую” сущность…

Строжайшей государственной тайной являлись в советские времена любые сведения об аварийных ситуациях на космических кораблях и станциях. И до сего дня россияне мало знают о многих острейших драматических событиях, происходящих в космической бездне, вдали от Земли.

Трагическим мог оказаться и спуск корабля “Союз-5”. Борис Волынов так оценивал ситуацию: “Началось с того, что баллистики ошибочно дали вместо расчётного времени света и тени на Земле, необходимого космонавту для контроля правильности ориентации космического корабля перед включением двигателя на торможение, время света и тени на орбите. Поскольку контроль правильности ориентации корабля “Союз-5” на торможение по бегу Земли оказался невозможным, я выдал команду выключить программу спуска незадолго перед включением двигателя, так как в противном случае реальной была опасность кораблю вместе с космонавтом остаться на орбите и стать спутником Земли. На втором посадочном витке вместе с извинениями баллистиков я получил все данные для посадки и возможность использования максимальных скоростей при ручном управлении, чтобы за минимальное время сориентировать космический корабль для включения двигателя на торможение. В заданное время была включена программа спуска, работу которой я контролировал, и она прошла без замечаний.

Космический корабль вышел на траекторию, направленную к Земле. Тормозная двигательная установка выдала в нужный момент необходимый тормозной импульс. Я, как и положено, находился в спускаемом аппарате и занимал штатное место командира корабля. Ждал момента, когда произойдёт автоматическое разделение корабля на три части: от спускаемого аппарата с одной стороны должен был отойти орбитальный отсек, с другой – приборно-агрегатный. В назначенное время сработали пиропатроны, что вызвало кратковременный прохлоп – отход крышки люка лаза и возвращение его в исходное состояние. Это привело к снижению давления в спускаемом аппарате на ~ 100 мм ртутного столба. “Союз” слегка тряхнуло. Орбитальный отсек ушёл. Плотно притянутый в ложементе привязными ремнями, готовый к перенесению перегрузок при входе в плотные слои атмосферы, я посмотрел в левый иллюминатор и увидел небольшую часть антенны. Это меня удивило: “Этого не должно быть!”. Чтобы приблизиться к иллюминатору, пришлось ослабить привязные ремни, что дало возможность привстать. Неожиданно я ощутил в груди острый неприятный холодок, увидев не только неподвижные антенны, но и солнечные батареи. Это означало, что отделение приборно-агрегатного отсека – с двигателями, баками с остатками топлива, с крыльями солнечных батарей, располагавшегося со стороны днища спускаемого аппарата, – не произошло. Это не просто нештатная ситуация, это настоящая авария! Но была надежда, что позже при разогреве сработают термодатчики и произойдёт разделение.

Я сразу оценил всю сложность и опасность ситуации. Стараясь говорить медленно и спокойно, передал на Землю, что после разделения вижу через левый иллюминатор неподвижные антенны… Прямо говорить об аварии по открытой радиосвязи, которую слушали десятки зарубежных станций, я не имел права. Но специалистам ЦУПа стало всё понятно. В зале, где только что радовались успешной посадке “Союза-4”, наступила тишина. Как мне рассказали позже: “Кто-то из военных в течение двух минут стоял неподвижно, как бы в шоке. Потом снял фуражку, бросил её на стол, положил туда деньги и стремительно вышел из зала, закрыв лицо ладонями. Тяжёлый ритуал: вот так же собирали в фуражку “трёшки”, “пятёрки”, “десятки”, когда погиб Владимир Комаров. Многие считали, что шансов на спасение у командира корабля “Союз-5” практически нет… ”.

С 1970 года Б.В. Волынов стал командиром отряда слушателей-космонавтов. В 1976 году был назначен заместителем командира отряда космонавтов, старшим инструктором-космонавтом (с 1982 года – инструктор-космонавт-испытатель). С 1983 по 1990 годы Волынов был командиром отряда космонавтов. В мае 1990 года был уволен в запас по возрасту и отчислен из отряда космонавтов, прослужив в нём 30 лет.

Борис Валентинович Волынов посещал Кузбасс в 2011 году, когда участвовал в областной конференции творческих работ детей “Волыновские чтения в Кузбассе”, посвящённые Году космонавтики в России. Затем вместе с супругой Тамарой Фёдоровной он принимал участие в открытии выставки “Космическая Одиссея”, которая состояла из пяти разделов. Один из разделов назывался “Земляки-космонавты”.

В составе документальных фондов архива имеется немало публикаций и других материалов о развитии космической отрасли. Представленные ниже документы переданы в архив ветераном труда Тамарой Михайловной Галаниной.

В данной статье есть ссылка на материал, опубликованный в газете “Кузбасс” в январе 2011 года. “Из Сарбалы в космос” - так называлась статья, рассказывающая о наших земляках.

Коллектив шахты “Алардинская” к 50-летию первого полёта человека в космос издал иллюстрированный материал по данной теме, шахтеры обратились с поздравлением к своим землякам.

Для нескольких жителей небольшого села Сарбала космодром Байконур стал близким и родным. Еще два кузбассовца - Алексей Нестеренко и Александр Носов - стали главными действующими лицами строительства этого космодрома.

Среди жителей Осинников тоже есть люди, имеющие отношение к космосу. Во время осеннего призыва 1972 года из 38 новобранцев нашего города десять человек попали на службу на космодром Байконур. Среди них - Валерий Александрович Шнейдер. Он передал на хранение в наш архив фотографию монумента на стартовой площадке космодрома и обложку своего военного билета с автографами лётчиков-космонавтов.

Валерий Александрович проходил службу на стартовой площадке № 2, которую называли «Гагаринский старт». На одной из фотографий из дембельского альбома Валерий Александрович Шнейдер - вместе с сослуживцами у дома-музея С.П. Королева.

Кроме того, Валерий Александрович предоставил для копирования фото манекена «Ивана Ивановича», который был создан советскими учеными в 1960 году для различных испытаний, в том числе и полета в космос. В манекен были встроены различные датчики, позволяющие оценивать состояние человеческого организма в различных ситуациях. 25 марта 1961 года этот объект в скафандре космонавта СК-1 полетел на ракете в космос вместе с настоящей собакой по кличке Звездочка.

Среди призывников, проходивших срочную службу на Байконуре, были еще два наших земляка: Михаил Михайлович Кузнецов и Юрий Андреевич Эфа. Михаил Кузнецов в период службы выполнял задачу по обеспечению заправки космических ракет. Заправка производилась газовой смесью, необходимой для обеспечения жизнедеятельности космонавтов: в определенной пропорции смешивались составляющие, и смесь подавалась в большие резервуары. Предварительно оборудование необходимо было подвергнуть продувке.

Юрий Андреевич Эфа, выполнявший на космодроме функции электрика силовых электрических агрегатов ракетных комплексов, предоставил в архив копию своего военного билет с автографами космонавтов

Наши земляки, служившие на Байконуре, на всю жизнь запомнили, как содрогается земля при взлете ракеты…За два года им удалось это ощутить не один раз! Командование гарнизона неоднократно отмечало отличие призывников из Сибири от представителей других регионов. По воспоминаниям В.А. Шнейдера, в начале его службы воинская часть наполовину состояла из жителей Сибири, а уже через год – полностью укомплектована нашими земляками, в том числе кузбассовцами!

История развития космической отрасли отражалась даже в названиях улиц в городах большой страны, в том числе и в Осинниках. В 1950-х годах в нашем городе началась застройка многоквартирными домами улицы Дорожной.

А в 1961 году, после первого в мире успешного космического полета, решением исполкома Осинниковского городского Совета депутатов трудящихся улица Дорожная стала носить имя первого космонавта Юрия Алексеевича Гагарина.

Осинниковцы, также, как и все граждане нашей большой страны, восприняли первый полёт человека в космос с чувством глубокого патриотизма за свою Родину.

Предлагаем окунуться в атмосферу того времени ознакомившись с материалом, который был опубликован на странице городской газеты.

Спустя десятилетие местная пресса посвятила этому событию публикацию на своей странице.

В 2018 году местные органы власти приняли решение об обустройстве на улице Гагарина одноимённого сквера с установкой памятника космонавту.

День космонавтики ежегодно отмечается в нашей стране. Он является особенно значимым для всех жителей планеты, а имя нашего соотечественника, Юрия Алексеевича Гагарина, навсегда вписано в историю Земли. Кузбассовцы по праву гордятся и своими земляками-космонавтами, внесшими весомый личный вклад в развитие космической отрасли нашей страны.